Накануне всеми любимых зимних праздников в Лабинском музее для самых маленьких посетителей был организован цикл театрализовано-игровых представлений «Новогодняя сказка». 25 декабря на одном из таких интерактивных представлений побывали воспитанники детского сада № 17 «Теремок».
Все действо праздника разворачивалось на фоне открывшейся накануне тематической выставки «Новый год и Рождество Христово в традициях царской и советской России». Мягкий свет лампады освещал Рождественский вертеп, любезно предоставленный приходом Свято-Николаевской церкви. Серия дореволюционных рождественских открыток позволял окунуться в мир новогодних праздников царской России. Значительное место в экспозиции занимал советский период: бесхитростные бумажные серпантины и гирлянды; старенькие, сделанные из стекла и папье-маше, елочные игрушки; пластмассовые елочки и картонные маски, поздравительные открытки и пожелтевшие фотографии…. Сотрудники музея составили эту ретро-выставку из материалов фондовых коллекций и частных собраний.
Накануне всеми любимых зимних праздников в Лабинском музее для самых маленьких посетителей был организован цикл театрализовано-игровых представлений «Новогодняя сказка». 25 декабря на одном из таких интерактивных представлений побывали воспитанники детского сада № 17 «Теремок».
Все действо праздника разворачивалось на фоне открывшейся накануне тематической выставки «Новый год и Рождество Христово в традициях царской и советской России». Мягкий свет лампады освещал Рождественский вертеп, любезно предоставленный приходом Свято-Николаевской церкви. Серия дореволюционных рождественских открыток позволял окунуться в мир новогодних праздников царской России. Значительное место в экспозиции занимал советский период: бесхитростные бумажные серпантины и гирлянды; старенькие, сделанные из стекла и папье-маше, елочные игрушки; пластмассовые елочки и картонные маски, поздравительные открытки и пожелтевшие фотографии…. Сотрудники музея составили эту ретро-выставку из материалов фондовых коллекций и частных собраний.
Дети под руководством экскурсоводов – научных сотрудников, переодетых в костюмы сказочных персонажей братца Иванушки и сестрицы Зимушки - совершали увлекательные экскурсии по миру старинных новогодних игрушек – миру детства их бабушек и мам. Под веселую новогоднюю мелодию они с любопытством рассматривали стеклянные бусы, фигурки зверей, различных сказочных персонажей, кавалериста, космонавта… Их удивляли незатейливые изделия из папье-маше, бумаги… Особой популярностью пользовалась большая группа старинных детских игрушек (кукол, собачек, мишек), едущих на деревянных санках в сказочный лес.
Маленькие гости утренника тоже подготовились к новогоднему путешествию. Все они были празднично одеты в костюмы любимых персонажей: снежинок, снегурочек, зайчиков, медвежат, волчков, лисичек, гномиков… Дети водили новогодние хороводы, пели, плясали, играли и читали стихи… Правда, в этом им пыталась помешать, появившаяся верхом на метле баба Яга. Под руководством братца Иванушки и сестрицы Зимушки, дети совершили зажигательную физкульт зарядку, и хорошо потренировавшись, закидали зловредную старушку ватными снежками. В самом разгаре праздника зазвонил старинный телефон. На том конце провода был заблудившийся среди музейных экспозиций Дед Мороз. Ему на помощь отправились сестрица Зимушка и две маленькие внучки Снегурочки. И вот под стук посоха в дверях появляется самый долгожданный гость праздника. В теплой шубе, варежках и валенках, с белой бородой и мешком подарков за спиной пришел на музейную елочку дедушка Мороз. Все дети и даже Баба Яга старались порадовать гостя своим концертными номерами. Две подружки Маша и Соня – третьеклассницы из средней школы № 4 – пришли специально на музейный праздник, чтобы исполнить рождественские колядки. Заканчивался праздник пением детских дореволюционных песен про елочку. Ребята водили елочные хороводы, а со старинных пожелтевших фотографий на них смотрели такие же радостные маленькие лабинцы с одного из детсадовских новогодних утренников в далеком 1938-м году…
Благодаря подобным праздничным программам у маленьких посетителей уже в самом раннем детстве закладываются ощущения того, что музей может быть увлекательным: он может быть пространством для игры, маршрутом захватывающего путешествия или сказочного представления. Тем более что игровая составляющая является ведущим видом деятельности в жизни дошкольников и младших школьников… Подобные «Новогодней сказке» театрализовано-игровые музейно-педагогические занятия позволяют юным посетителям в развлекательной, а не скучной дидактической форме последовательно и глубоко осваивать сложный музейно-экспозиционный материал.
Взаимодействуя с музейной средой, организованной в интерактивно-игровой форме, документальный материал воспринимается на новом качественном уровне, более полно и глубоко. При этом дети получают не только информационную нагрузку, но и эмоциональную разрядку. Это способствует углублению восприятия и усилению интереса. Кроме того, они общаются с историей не только на уровне знаний, но и на уровне личного опыта.
Применение в музейной работе театрально-игровых интерактивных технологий позволяет актуализировать прошлое, корректировать его влияние на день нынешний. На театрализованных встречах юные посетители овладевают навыками сценического искусства, учатся воспринимать язык образов. В доброжелательной, неформальной обстановке дети приобщаются к истории народа, «проживают» и переживают на эмоциональном уровне гармонию многогранной национальной культуры.
Юлия Кисленко,
старший научный сотрудник