Этой теме была посвящена августовская педагогическая конференция, которая прошла в Лабинском районе в преддверии нового учебного года. Она стала первой общей конференцией после объединения управления дошкольного образования с управлением образования.
В работе приняли участие представители районной власти, депутаты всех уровней, главы городского и сельских поселений, представители правоохранительных органов, Роспотребнадзора, отдела надзорной деятельности, члены Управляющего совета, ветераны педагогического труда, директора образовательных учреждений, педагоги и воспитатели учреждений образования Лабинского района, представители профсоюзных организаций, молодые специалисты, представители казачества.
Этой теме была посвящена августовская педагогическая конференция, которая прошла в Лабинском районе в преддверии нового учебного года. Она стала первой общей конференцией после объединения управления дошкольного образования с управлением образования.
В работе приняли участие представители районной власти, депутаты всех уровней, главы городского и сельских поселений, представители правоохранительных органов, Роспотребнадзора, отдела надзорной деятельности, члены Управляющего совета, ветераны педагогического труда, директора образовательных учреждений, педагоги и воспитатели учреждений образования Лабинского района, представители профсоюзных организаций, молодые специалисты, представители казачества.
В начале конференции чествовали молодых специалистов. В большую дружную семью лабинских педагогов влились девять выпускников педагогических ВУЗов. Четверо из них пришли в детские сады № 4, 5, 6 и 11 г. Лабинска. Это Виолетта Шевченко, Юлия Труш, Виктория Сергиенко, Екатерина Шестакова. Пятеро – в школы № 5, 7 г. Лабинска, № 14 ст. Владимирской, № 18 ст. Отважной, № 26 ст. Ереминской. Это Елена Дмитриева, Анастасия Кожинова, Ирина Лунева, Анастасия Прима, Денис Пилюгин.
От имени старшего поколения молодых педагогов напутствовал ветеран педагогического труда Михаил Алтухов. Он пожелал молодежи быть достойными ветеранов педагогического труда и, передав эстафету, по традиции, вручил молодым специалистам памятный подарок «Энциклопедию Лабинского района» – символ творческого союза разных поколений учителей. С ответным словом от молодых специалистов выступила учитель английского языка СОШ №7 Анастасия Кожинова.
Всем ветеранам педагогического труда в знак любви, признательности и уважения были преподнесены цветы. После поздравлений перешли к официальной части мероприятия. На сцену поднялись члены президиума: депутат ЗСК Иван Артеменко, первый заместитель главы района Олег Кухно, благочинный Лабинского церковного округа протоиерей Александр Мудрик, начальник управления образования Сергей Клименко, директор СОШ № 11 Галина Яблонева.
Олег Кухно, открывая совещание, озвучил задачи конференции: подвести итоги проведенной работы и определить задачи на новый учебный год. Он проинформировал о том, что 26 августа состоялось августовское совещание научно-педагогической и родительской общественности Кубани, на котором была представлена Стратегия развития отрасли образования. Среди основополагающих задач - создание современных условий для качественного образования и повышение престижа профессии учителя. Немаловажную роль в этом должны сыграть, в том числе, дополнительные меры поддержки молодых педагогов.
С докладом «Образование – стратегия будущего: развитие, доступность, качество» выступил начальник управления образования администрации Лабинского района Сергей Клименко.
Сегодня особый приоритет развития школы определяется тремя ключевыми направлениями – это учитель, технология и инфраструктура. На современном этапе общества образовательные учреждения должны готовить ребенка к профессиональной мобильности, инициативности и умению творчески смотреть на окружающий мир.
При этом важно учитывать, что в информационном обществе образование теряет монополию на информацию, возрастает роль других источников получения знаний. Это влечет смену идеологии образования.
Сегодня успешная карьера невозможна без готовности осваивать новые технологии. От «запаса знаний» педагоги должны перейти к формированию ключевых компетенций выпускника школы, техникума или ВУЗа, социально активного, готового работать в быстро меняющихся жизненных условиях.
На решение этой глобальной задачи направлена модернизация системы образования, которая развивает идеи, заложенные в приоритетном национальном проекте «Образование» и национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».
Каким путем она будет осуществляться в нашем районе в ближайшие годы?
На краевой августовской конференции была озвучена региональная стратегия развития отрасли на ближайшие 5 лет, которая будет реализовываться комплексно по трем ключевым направлениям - это развитие системы образования, повышение его доступности и качества.
В настоящее время на стадии утверждения основные стратегические документы – две региональные программы: «Развитие образования» на 2016-2021 годы и программа по строительству новых школ и пристроек к ним на период 2016-2025 годы. В этих документах зафиксирована стратегия развития и модернизации системы образования края в долгосрочной перспективе.
Доступность дошкольного образования – одна из важнейших задач и значимый показатель социального климата в районе. А потому сегодня основной приоритет - обеспечение 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет к 1 января 2016 года.
В рамках государственной программы Краснодарского края «Развитие образования» на условиях софинансирования средств краевого бюджета в прошедшем учебном году введено дополнительно 25 мест за счёт строительства модульного здания под дошкольную группу на территории детского сада № 7 ст. Зассовской.
Кроме того, на базе 7 дошкольных организаций дополнительно открыто 15 семейных дошкольных групп, в 6 детских садах дополнительно открыто 7 групп кратковременного пребывания детей различной направленности на 70 мест.
В результате оптимизации пространства в четырёх действующих дошкольных образовательных организациях (д/с № 5, 20, 21 г. Лабинска, № 3 ст. Вознесенской) дополнительно введено 122 места. Таким образом, потребность населения в оказании образовательных услуг детям в возрасте от 3 до 7 лет в нашем муниципалитете полностью удовлетворена.
Охват детей от 1,5 до 7 лет дошкольным образованием составляет 76 %. Несмотря на предпринятые меры, сегодня очередь малышей в возрасте от 0 до 3 лет составляет 1398 человек, поэтому работу по созданию дополнительных мест в детских садах необходимо продолжать.
В октябре 2015 года завершается реконструкция здания по ул. Ватутина, 11 под дошкольную организацию на 150 мест.
Рассматривается возможность строительства в 2016 году модульных зданий на территории четырёх городских детских садов № 7, 15, 19, 22. Это позволит открыть дополнительно 7 групп на 180 мест. Необходимо направить все усилия на реализацию запланированных в «дорожной карте» мероприятий по ликвидации очереди детей в возрасте от 1,5 лет к 2018 году.
Но дошкольное образование - это не только место в детском саду.
На федеральном уровне сформулированы серьёзные требования к содержанию дошкольного образования. К 1 января 2016 года необходимо завершить переход на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Важным условием введения стандарта является создание в дошкольных образовательных организациях современной образовательной среды. За истекший учебный год на оснащение образовательного процесса в детских садах израсходовано более 14 миллионов рублей краевого бюджета, что позволило приобрести необходимое игровое и спортивное оборудование, технические средства обучения, дидактический материал, компьютерную технику, обновить мебель для организации образовательного процесса.
На подготовку дошкольных организаций к новому 2015-2016 учебному году выделено более 9 миллионов рублей средств консолидированного бюджета.
Все 28 дошкольных учреждений приняты к началу учебного года, из них18 учреждений без замечаний.
Однако осталось еще много вопросов, которые необходимо решать. Не соответствуют современным требованиям пищеблоки в детских садах № 3 г.Лабинска и № 3 ст.Вознесенская, № 34 п.Весёлый, прачечная в детском саду № 14 п. Красный, теневые навесы в детских садах № 8 пос.Прохладный, № 10, 20, № 21 г.Лабинска, требуется замена асфальтового покрытия в детских садах № 15 г.Лабинска, № 7 г.Лабинска, № 12 ст.Ахметовской, необходим капитальный ремонт складского помещения детского сада № 12 ст.Ахметовская, фасада зданий детских садов № 3 ст.Вознесенкой, № 6 п.Розовый, № 10 ст.Каладжинской.
В целях обеспечения безопасности планируется завершить в 2016 году установку домофонов во всех дошкольных организациях.
Качество дошкольного образования зависит от многих факторов, одним из которых является повышение квалификации педагогических работников. К началу нового учебного года 100% педагогических работников прошли курсы повышения квалификации по ФГОС дошкольного образования.
Наряду с требованиями к профессионализму педагогов дошкольного образования большое внимание уделяется повышению их заработной платы. По состоянию на 1 августа 2015 года средняя заработная плата педагогических работников дошкольных организаций составляет 23 562 рублей, что соответствует показателям «дорожной карты». В среднем заработная плата педагогических работников за 5 лет увеличилась на 70%. Сегодня наша задача - повысить качество образования пропорционально росту заработной платы педагогов. Многие дошкольные учреждения активно работают в этом направлении: по результатам мониторинга качества дошкольного образования 80 % родителей воспитанников удовлетворены его уровнем.
Педагогические работники участвуют в конкурсах профессионального мастерства, представляют результаты своей деятельности в средствах массовой информации. В 2015 году коллектив детского сада № 10 г. Лабинска (заведующая - Комарова Елена Сергеевна) награждён дипломом лауреата конкурса «Лучшее дошкольное образовательное учреждение 2015» II Всероссийского фестиваля дошкольного образования в Санкт-Петербурге «Новаторство в образовании 2015».
Фундаментом всей системы образования является школа.
3а последние три года школьная учебно-материальная база существенно улучшилась. Для обеспечения требований новых образовательных стандартов учреждения получили более 1600 комплектов лабораторного, спортивного и компьютерного оборудования. Это позволило перевести на обучение по новым стандартам более 5 400 школьников, что составляет 57% от общего количества.
Полностью решена проблема обеспеченности школьных библиотек учебниками. Только за этот год библиотечные фонды пополнились новыми учебниками в количестве 19300 экземпляров на сумму более 6 млн. рублей.
В настоящее время все школы и внешкольные учреждения оснащены видеонаблюдением, обработка деревянных конструкций также проведена на 100%. Все учреждения имеют автоматическую пожарную сигнализацию и кнопки тревожной сигнализации. Улучшается инфраструктура образовательных учреждений. Школы становятся более комфортными.
Только в этом году на подготовку общеобразовательных учреждений затрачено более 10 млн. рублей. Капитальный ремонт проведен в12 учреждениях. Хорошо подготовились к новому учебному году городские СОШ №1, 3, 4, 5, 7, 11 г. Лабинска, в районе особо отмечены школы № 13 и 14 ст.Владимирской, 18 ст.Отважной, 21 ст.Ахметовской, 24 х.Соколихин, 26 ст.Ереминской, 28 ст.Вознесенской, 29 п.Веселый, 30 п.Красный, 32 х.Сладкий.
На территориях учреждений каждый год появляется что-то новое, интересное. Дворы становятся красочнее и уютнее, много цветов, малых архитектурных форм и поделок. Среди городских особо отмечены СОШ № 10 п.Прохладного, где оборудован оригинальный сад камней, а так же СОШ № 5 и 7. В сельских школах выделяются дворы СОШ №16 ст.Калаждинской, №18 ст.Отважной, 26 ст.Ереминской, 28 ст.Вознесенской 30 п.Красный, ООШ № 29 п.Веселого, СОШ № 32 х.Сладкого.
Сделано очень много, но в ряде школ необходим капитальный ремонт спортивных залов, ремонт кровли, замена оконных блоков.
Кроме того, волна демографического роста вызвала увеличение количества школьников, обучающихся во вторую смену. Сегодня в районе 7 школ, занимающихся во вторую смену, это порядка 1800 учащихся (18,2%). Тогда как введение новых федеральных образовательных стандартов общего образования требует, чтобы все дети обучались в первую смену, а послеобеденное время было полностью посвящено внеурочной деятельности. Поэтому уже разработан проект федеральной программы, в соответствии с которой будет вестись строительство новых школ.
Для ликвидации второй смены в районе запланирована реконструкция зданий 2 учреждений для создания 460 учебных мест и строительство 3 новых школ с общей проектной мощностью 2564 места.
Основным показателем качества образования является итоговая аттестация. В 2015 году сдавали экзамены в форме основного государственного экзамена 967 учащихся 9 классов и в форме государственного выпускного экзамена– 8 девятиклассников с ограниченными возможностями здоровья.
Результаты по русскому языку – качество обученности («5» и «4») - 59,7 %, по математике качество обученности - («5» и «4») 62%.
Предметы по выбору на добровольной основе сдавали 117 учащихся. Все учащиеся справились с экзаменационными заданиями и получили удовлетворительные отметки. Причем, 48 обучающихся сдали выбранный предмет на «отлично».
В 2016 году, кроме двух обязательных предметов, все девятиклассники будут сдавать два предмета по выбору, но учитывать их результаты при выставлении итоговой отметки в аттестат планируется с 2017 года.
Самая обсуждаемая в образовании тема - это Единый государственный экзамен, объективность его проведения и результатов.
В 2015 году ЕГЭ сдавали 357выпускников.
Третий год подряд все выпускники школ Лабинского района преодолели порог успешности по русскому языку. Средний балл по математике тоже увеличился на 2,3 балла по сравнению с прошлым годом.
По 5 предметам (русский язык, информатика, география, английский язык и литература) Лабинский район попал в десятку лучших в крае. Причём, по русскому языку – уже четвёртый год подряд, что говорит о стабильности результатов наших выпускников по этому предмету, а ведь он является обязательным. В этом году выпускниками школ Лабинского района получено 6 стобалльных результатов: 2 – по русскому языку, 2 – по литературе, 1 – по биологии и 1 – по химии. Причём, впервые в нашем районе есть двухсотбалльница. Григорова Ксения из СОШ № 11 получила 100 баллов сразу по двум предметам: по химии и биологии.
Несмотря на высокие достижения по русскому языку, вызывают тревогу результаты ЕГЭ по таким предметам, как история, физика, биология и профильная математика.
Результаты обязательного экзамена по математике не просто настораживают, а требуют качественных изменений в процессе преподавания предмета. Поэтому одним из основных направлений деятельности методических советов школ, районного методического объединения учителей математики должна стать разработка практических шагов по реализации математического образования.
Уже давно все понимают, что результат образования - это не просто цифры успеваемости и баллы итоговой аттестации, - это способность ребенка применить полученные знания не только на уроке, но и представить их на различных интеллектуальных состязаниях. Особое внимание в данной работе уделяется подготовке и проведению предметных олимпиад.
С начала года в региональном этапе Всероссийской предметной олимпиады приняли участие 49 школьников, 7 из них стали победителями и призёрами краевого этапа. 26 учащихся приняли участие в муниципальном этапе краевой научно-практической конференции «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани. Двое из них стали победителями краевого этапа. 2 школьника стали призёрами регионального этапа Всероссийского конкурса на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива» среди общеобразовательных учреждений Краснодарского края».Птухина Дарья (10 класс МОБУ СОШ № 4) стала участником Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо» в г. Москве.
В Послании Федеральному Собранию В.В. Путин сказал: «Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность... Решающее значение для будущего российской школы приобретает профессиональный рост учителя. Он должен быть готов использовать в обучении современные технологии…»
Сейчас крайне важен переход от модели «компьютерный класс для преподавания информатики» к модели, в которой информационно-компьютерные технологии используются для преподавания всех дисциплин, являясь инструментом перестройки всего учебного процесса, выводя его на новый качественный уровень.
Национальным фондом подготовки кадров создана Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для общеобразовательных учреждений. В ней размещены коллекции по всем основным предметам учебного плана. Огромные богатства, которыми обладают научные центры, музеи , галереи и другие учреждения, теперь доступны простому школьнику из сельской глубинки, нужно только помочь детям в поиске материала и использовании его в самообразовании.
Новый закон «Об образовании в РФ» закрепляет за педагогическими работниками право на дополнительное образование по профилю педагогической деятельности не реже, чем один раз в три года. В районе созданы условия для профессионального роста каждого учителя. Функционирует выездная форма повышения квалификации на основании договорных отношений, что позволяет значительно увеличить охват педагогов курсовой подготовкой.
За период с сентября 2013года по май 2015 года организована аттестация 293-х педагогов.
Для решения проблемы кадрового обеспечения отрасли необходимо повышать квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений, поддерживать молодых и ориентированных на инновационную и творческую работу педагогов, отрабатывать новые механизмы стимулирования качественного педагогического труда.
Все большую значимость в социализации ребенка приобретает дополнительное образование. В нашем районе всего 4 учреждения дополнительного образования, но каждое из них хорошо известно не только в районе, но и в крае.
Так благодаря краевой программе дополнительного образования «Робототехника», учреждения получили наборы конструкторов «Лего», на базе которых с помощью компьютерных технологий создаются роботы, выполняющие команды создателей. Педагог дополнительного образования Центра творчества Александр Аликин смог собрать группу детей, увлеченных компьютерными технологиями. Команда воспитанников принимала участие во Всероссийских соревнованиях по робототехнике в г. Казань, в краевом конкурсе-фестивале по робототехнике «РобоФест – Кубань» в г. Краснодаре, в фестивале «РобоФест – Юг» в г. Сочи, в VII Всероссийском молодежном робототехническом фестивале «Робофест 2015» в г. Москва. И в каждом соревновании наши ребята занимали призовые места.
Сегодня все больше внимания на Кубани и в Лабинском районе уделяется развитию детско-юношеского туризма. Педагогами станции юношеского туризма восстановлены туристические маршруты в районе станицы Ахметовской, села Горного, выход на Красную поляну города Сочи. Ребята с большим увлечением участвуют в походах. В 2015 году по этим маршрутам прошло более двух тысяч учащихся. В 2015-2016 учебном году планируется восстановление маршрутов в районе поселка Никитино, что позволит еще увеличить охват учащихся туризмом.
Популярностью пользуется и естественнонаучное направление. Сотрудники Эколого-биологического центра на протяжении многих лет занимают призовые места в краевом конкурсе программ эколого-биологического воспитания учащихся. Воспитанники малой академии наук являются основными победителями конкурсов в этом направлении, команда Центра заняла 2 место в краевом слете юных экологов «Юные друзья природы», который состоялся в г.-к. Анапа.
Центр внешкольной работы «Мир Лабы» практически единственное учреждение в крае, деятельность которого направлена на работу с классами и группами казачьей направленности. Здесь же координируется работа с одаренными детьми. Воспитанники этого учреждения ежегодно становятся победителями в краевых и всероссийских мероприятиях.
Анализ работы учреждений дополнительного образования показал, что охват детей дополнительным образованием в районе за год увеличился почти на 2 % (до 38,2%), но остается ниже среднекраевого на 19,8%. Причина этого – введение ФГОС в школах и передача кружковой деятельности учителям.
С января 2016 года учреждения дополнительного образования будут переведены на нормативно-подушевое финансирование. В настоящее время все дети и подростки, посещающие спортивные и музыкальные школы, секции и кружки, включены в единую электронную базу системы образования. Это обеспечит достоверность оценки охвата детей и подростков дополнительным образованием. Кроме того, повысит прозрачность и объективность при распределении бюджетных средств.
Образовательная политика последних лет направлена на то, чтобы предоставлять равные возможности для детей с различными особенностями в их развитии. Учитываются физические, интеллектуальные и возрастные особенности детей. Обучение опирается на возможности учащихся.
В настоящее время во многих школах района частично созданы условия для детей-инвалидов: 21 образовательная организация имеет паспорт доступности, 8 школ оборудованы пандусами, 11 школ доступны для глухих детей, для слепых частично оборудовано 8 школ, для детей с нарушением опорно-двигательной системы созданы условия в 9 школах.
В нашем районе имеются 2 базовые школы № 9 и № 3 города Лабинска, в которых действуют центры дистанционного обучения. Они работают по новой, перспективной форме работы с детьми-инвалидами.
По федеральной программе «Доступная среда» к 2021 году во всех образовательных организациях должна быть создана безбарьерная среда для детей-инвалидов – это было озвучено 26 августа на краевом совещании.
Средние школы № 9 и № 11 города Лабинска участвуют в федеральной программе «Доступная среда». По данной программе выделены федеральные, краевые и муниципальные средства в размере 2 787 000 рублей для закупки оборудования и на ремонтные работы.
Будут созданы условия для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии. Дети с ограниченными возможностями здоровья не должны отличаться в правах и возможностях от обычных детей. С сентября этого года начнется повышение квалификации учителей-предметников для работы с детьми-инвалидами.
На конференции выступили: депутат ЗСК Иван Артеменко, благочинный Лабинского церковного округа Александр Мудрик, заместитель главы администрации МО Лабинский район Игорь Юренко, директор СОШ № 10 пос. Прохладного Александр Литвинов, заведующей детским садом № 10 г.Лабинска Елена Комарова, директору СОШ № 5 г.Лабинска Лия Казимирова.
Завершилась конференция традиционной церемонией награждения. По результатам подготовки дошкольных общеобразовательных учреждений города к новому учебному году грамотами главы администрации муниципального образования Лабинский район награждены:
1) коллектив детского сада № 22 города Лабинска (директор Анна Анатольевна Чумбуридзе), занявший 1 место;
2) коллектив детского сада № 18 города Лабинска (директор Любовь Васильевна Бондарева), занявший 2 место;
3) коллектив детского сада № 1 города Лабинска (директор Светлана Владимировна Патрихалко), занявший 3 место.
Среди сельских дошкольных общеобразовательных учреждений Лабинского района по подготовке к новому учебному году победителями стали:
1) коллектив детского сада № 7 ст. Зассовской (директор Анна Владимировна Калиниченко), занявший 1 место;
2) коллектив детского сада № 10 ст. Каладжинской (директор Ольга Николаевна Овсова), занявший 2 место;
3) коллектив детского сада № 8 п. Прохладного (директор Татьяна Викторовна Нестяк), занявший 3 место.
По результатам подготовки общеобразовательных учреждений города к новому учебному году грамотами главы администрации муниципального образования Лабинский район награждены:
- коллектив средней школы № 3 имени Кавалера ордена мужества Евгения Вячеславовича Хлудеева г. Лабинска (директор Елена Викторовна Моисеенко), занявший 1 место;
- коллектив средней школы № 4 г. Лабинска (директор Александр Витальевич Захарин), занявший 2 место;
- коллектив средней школы № 1 имени Героя России Николая Васильевича Ростовского г. Лабинска (директор Сергей Анатольевич Гончаров), занявший 3 место.
Среди сельских общеобразовательных учреждений Лабинского района:
1) коллектив основной школы № 26 станицы Ереминской (директор Людмила Николаевна Шелест), занявший 1 место;
2) коллектив средней школы № 28 имени Героя России Сергея Николаевича Богданченко станицы Вознесенской (директор Лилия Васильевна Елисеева) занявший 2 место;
3) коллектив средней школы № 21 станицы Ахметовской (директор Владимир Иванович Колбаса), занявший 2 место;
4) коллектив основной школы № 14 станицы Владимирской (директор Владимир Чженович Назаров), занявший 3 место;
5) коллектив основной школы № 24 хутора Соколихина (директор Артем Михайлович Мезенцев), занявший 3 место.
Среди общеобразовательных учреждений города Лабинска по результатам конкурса «Наш любимый школьный двор» награждены:
1) коллектив средней школы № 10 поселка Прохладного (директор Александр Васильевич Литвинов), занявший 1 место;
2) коллектив средней школы № 5 города Лабинска (директор Лия Кишвардовна Казимирова), занявший 2 место;
3) коллектив средней школы № 7 города Лабинска (директор Елена Алексеевна Попадич), занявший 3 место.
Среди общеобразовательных учреждений Лабинского района в конкурсе «Наш любимый школьный двор» награждены:
1) коллектив средней школы № 16 станицы Каладжинской (директор Ирина Вячеславовна Усачева), занявший 1 место;
2) коллектив средней школы № 32 хутора Сладкий (директор Людмила Ивановна Курбанова), занявший 2 место;
3) коллектив основной школы № 18 станицы Отважной (директор Светлана Ильинична Устименко), занявший 2 место;
4) коллектив основной школы № 29 поселка Веселого (директор Любовь Алексеевна Ивлева), занявший 3 место;
5) коллектив средней школы № 30 поселка Красного (директор Людмила Гавриловна Раскопинская), занявший 3 место.
За качественную подготовку к новому учебному году грамотами главы администрации муниципального образования Лабинский район награждены:
1) коллектив Центра творчества города Лабинска муниципального образования Лабинский район имени Д. Шервашидзе (директор Инна Михайловна Хаустова);
2) коллектив Лабинского социально-технического техникума (директор Виктор Николаевич Корякин);
3) коллектив специальной (коррекционной) школы-интерната ст. Вознесенской (директор Вера Ильинична Кучерова).
P.S.
В этом году в Лабинском районе 1 сентября более тысячи двухсот малышей впервые переступят порог школы, где их встретят опытные педагоги, добрые наставники, заботливые учителя.