Работа Лабинского музея ориентирована на разные возрастные категории. Дошкольники – одна из сложных, но и одна из самых интересных и увлекательных аудиторий. Трогательные, непосредственные, доверчивые – они приходят в музей с широко открытыми глазами. И традиционное музейное «руками ничего не трогать» здесь не срабатывает! Малышам в музее не нужна скучная экскурсия - им нужна игра, нужно действие - стучать, тереть, катать, гладить, изучать поверхность, пробовать на вес... И, конечно же - шуметь… Именно интерактив становится ведущим средством музейного образования дошкольников, будь то индивидуальное посещение или групповое, как недавняя экскурсия для воспитанников детского сада № 19.
Работа Лабинского музея ориентирована на разные возрастные категории. Дошкольники – одна из сложных, но и одна из самых интересных и увлекательных аудиторий. Трогательные, непосредственные, доверчивые – они приходят в музей с широко открытыми глазами. И традиционное музейное «руками ничего не трогать» здесь не срабатывает! Малышам в музее не нужна скучная экскурсия - им нужна игра, нужно действие - стучать, тереть, катать, гладить, изучать поверхность, пробовать на вес... И, конечно же - шуметь… Именно интерактив становится ведущим средством музейного образования дошкольников, будь то индивидуальное посещение или групповое, как недавняя экскурсия для воспитанников детского сада № 19.
Музейное общение с детьми мы организуем таким образом, чтобы как можно больше чувственных ощущений было включено в процесс восприятия. Ведь уже в самом раннем возрасте познание мира осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка предметов. Музей же способен обогатить детей впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые ребенок никогда не встречал, да и не мог встретить в окружающей действительности. Это необычайно расширяет его кругозор, представление о мире. Усвоение материала посредством осязания является существенной особенностью детского восприятия. В Лабинском музее понимают, что необходимым этапом развития интеллекта ребенка является манипулирование предметом, ибо осязание дополняет и обогащает зрительную информацию. Это положение было обосновано в экспериментальных исследованиях швейцарского психолога Жана Пиаже, который расценивал предметные действия в качестве главного фактора формирования интеллекта ребенка («знать предмет – значит действовать с ним»), считая их основой для развития внутреннего плана сознания.
Поэтому при общении с младшей аудиторией в Лабинском музее экскурсионный рассказ подкрепляют непосредственным контактом ребенка с экспонатами. Дети с удовольствием гладят ребристую поверхность зуба мамонта, смотрятся в бронзовое зеркало, держат в руках пушечные ядра, слушают звучание граммофона, изображают элементарные действия, которые совершали с предметами в среде их бытования: крутят жернова крупорушки, гладят жаровым утюгом или пробуют позвонить по старинному телефону...
Таким образом, интерактивные методики, предполагающие активное участие детской аудитории в процессе музейной коммуникации, способствуют ее лучшему освоению музейного пространства. А горящие, увлеченные детские глаза – прямое подтверждение правильности нашей работы.
Юлия Кисленко, старший научный сотрудник
Лабинского музея