Этот день нацелен обратить внимание общественности на особенных людей - людей с расстройством аутистического спектра (РАС), или аутистов. Эти люди живут в собственном мире, с трудом идут на контакт, их действия непредсказуемы, а движения часто однообразны. Далеко не все специалисты согласны, что аутизм - это болезнь, скорее - особенность психики. Одной из причин заболевания медики называют мозговую дисфункцию или диспропорцию. Однако подлинную причину пока не установили. Официальной статистики заболевания в России нет. Но по данным Центра психического здоровья РАМН - это 25-26 случаев на 10 тыс. детей. Это данные по обращению, но реальное количество детей с РАС значительно больше, чем глухих и слепых детей вместе взятых, детишек с синдромом Дауна, с онкологией, сахарным диабетом, астмой, пороками сердца, иммунодефицитами и т.д.
Этот день нацелен обратить внимание общественности на особенных людей - людей с расстройством аутистического спектра (РАС), или аутистов. Эти люди живут в собственном мире, с трудом идут на контакт, их действия непредсказуемы, а движения часто однообразны. Далеко не все специалисты согласны, что аутизм - это болезнь, скорее - особенность психики. Одной из причин заболевания медики называют мозговую дисфункцию или диспропорцию. Однако подлинную причину пока не установили. Официальной статистики заболевания в России нет. Но по данным Центра психического здоровья РАМН - это 25-26 случаев на 10 тыс. детей. Это данные по обращению, но реальное количество детей с РАС значительно больше, чем глухих и слепых детей вместе взятых, детишек с синдромом Дауна, с онкологией, сахарным диабетом, астмой, пороками сердца, иммунодефицитами и т.д.
До сих пор мы знаем об этом заболевании крайне мало, а между тем за последние десять лет число детишек с аутизмом в мире выросло в десять раз. Сенсорные нарушения ребенка и взрослого человека, страдающих аутизмом не позволяют вести привычный для обычного человека образ жизни, но при этом эти дети и взрослые имеют хороший умственный потенциал, демонстрируют отличную память, имеют математический слад ума, отлично ориентируются в информатике и программировании, очень педантичны и исполнительны при правильном лечении, коррекции и обучении. Сегодня, в нашей стране дети с РАС имеют минимум шансов социализироваться, поскольку для этого необходимо взаимодействие ряда структур - это районные поликлиники в лице педиатров, неврологов, гастроэнтерологов, иммунологов с их диагностическими и биохимическими подходами в лечении аутизма; психиатры; педагогическое сообщество; сообщество реабилитологов; семьи детей с расстройствами аутистического спектра. На деле представители всех этих структур не имеют возможности решать проблемы аутизма сообща в силу отсутствия нормативно-правовой базы, подкрепляющей возможность взаимодействия и дающей четкие рекомендации, что для этого необходимо.
К сожалению, получается, что сегодня аутист вне закона. Родители не находят понимания в медицине, психиатрии, педагогике, обществе, поэтому они вынуждены объединяться в общественные организации, чтобы иметь возможность привлечь внимание чиновников на местах и специалистов к проблемам детей-аутистов, призвать их относится с пониманием и оказывать всяческое содействие родителям, пока не разработаны единые стандарты и подходы в создании комфортных условий для проживания в обществе детей с РАС.
На территории Лабинского района, согласно статистическим данным Лабинского филиала ГБУЗ СПБ №6 общее количество детей с РАС в 2013 году было 10 чел, а в 2016 году уже 22 чел; детей с аутоподобным поведением в 2013 году – 0, а в 2016 году – 8. Наибольшее количество детей приходится на дошкольный и младший школьный возрасты. В муниципальном образовании по информации, предоставленной управлением образования, проживают 24 ребёнка дошкольного возраста с РАС, из них только 8 посещают дошкольные учреждения. С сентября 2016 года в ДОУ № 10, 19, 20, 21, 26 г. Лабинска организована работа консультационных пунктов для родителей, имеющих детей с РАС. В образовательной организации в 2016/2017 учебном году обучается 1 ребёнок с РАС. Также на территории района работают два опорных центра (ГБОУ школа №8 г.Лабинска и ГБС(К)ОУ школа-интернат ст.Вознесенской) по оказанию методической, консультационной помощи родителям и педагогам. В январе 2017 года на общем собрании родителей, воспитывающих детей-инвалидов, детей с РАС и детей с ограниченными возможностями здоровья было принято решение создать общественную муниципальную организацию «Особый Лабинск» с целью объединения усилий для помощи и поддержки особых детей. Эта организация даст возможность инициировать и поддерживать социальные проекты, направленные на распространение информации о проблемах аутизма среди педиатров, неврологов и психиатров, специалистов детских дошкольных учреждений и учреждений среднего образования до общества в целом.
Помощник Уполномоченного по правам ребёнка
в Краснодарском крае по Лабинскому району
Людмила Вольных-Захарина