В краевом центре состоялся круглый стол по теме: «Актуальные вопросы комплексного сопровождения детей с расстройством аутистического спектра (РАС)» в работе которого, приняли участие Уполномоченный по правам ребёнка в Краснодарском крае и помощники Уполномоченного из муниципальный образований края, специалисты министерства здравоохранения, министерства образования, науки и молодёжной политики, министерства труда и социального развития Краснодарского края, Главное бюро МСЭ по Краснодарскому краю, ГБОУ «Центр диагностики и консультирования» Краснодарского края, специалисты центров реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, специалисты муниципальных психолого-медико-педагогических комиссий и родители, воспитывающие детей с РАС. Участники круглого стола обсудили проблемы ранней диагностики расстройств аутистического спектра у детей и их лечения; особенности и перспективы обучения детей с РАС, их психолого-медико-педагогического и социального сопровождения и реабилитации, необходимой поддержки семьи, воспитывающей ребёнка с РАС; вопросы межведомственного взаимодействия при осуществлении комплексного сопровождения детей с РАС; роль общественных объединений родителей, воспитывающих детей с РАС.
В краевом центре состоялся круглый стол по теме: «Актуальные вопросы комплексного сопровождения детей с расстройством аутистического спектра (РАС)» в работе которого, приняли участие Уполномоченный по правам ребёнка в Краснодарском крае и помощники Уполномоченного из муниципальный образований края, специалисты министерства здравоохранения, министерства образования, науки и молодёжной политики, министерства труда и социального развития Краснодарского края, Главное бюро МСЭ по Краснодарскому краю, ГБОУ «Центр диагностики и консультирования» Краснодарского края, специалисты центров реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, специалисты муниципальных психолого-медико-педагогических комиссий и родители, воспитывающие детей с РАС. Участники круглого стола обсудили проблемы ранней диагностики расстройств аутистического спектра у детей и их лечения; особенности и перспективы обучения детей с РАС, их психолого-медико-педагогического и социального сопровождения и реабилитации, необходимой поддержки семьи, воспитывающей ребёнка с РАС; вопросы межведомственного взаимодействия при осуществлении комплексного сопровождения детей с РАС; роль общественных объединений родителей, воспитывающих детей с РАС.
Аутизм — состояние, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни, активным отстранением от внешнего мира, бедностью выражения эмоций. Мировая статистика, свидетельствует о том, что численность детей с РАС неуклонно растет. По данным Всемирной организации здравоохранения, численность детей с РАС ежегодно увеличивается на 13%., в настоящее время каждый 88 ребёнок рождается с признаками РАС, что составляют более 1% детского населения. Наш регион не исключение: если в конце 90-х гг. на весь край насчитывались десятки детей с таким заболеванием, то в настоящее время их численность превысила тысячу (по данным Минздрава КК). Причины возникновения РАС до настоящего времени не исследованы, а ребёнок с РАС может родиться в любой семье.
Специфика заболевания выделяет детей с РАС из общего формата детей с ограниченными возможностями, а их реабилитация имеет особую задачу - помочь ребёнку, имеющему трудности во взаимодействии с внешним миром, интегрироваться в социальную среду. Само понятие «расстройства аутистического спектра» объединяет целый ряд состояний. Проявления данного заболевания у детей различны: одни дети могут быть совершенно беспомощными и неспособными к обучению, а другие - демонстрировать выдающиеся способности и таланты, при этом с трудом осваивая элементарные навыки самообслуживания. Каждый ребёнок с РАС неповторим и исключителен, требует индивидуального подхода, различных методов реабилитации. Главная задача сегодня поддержать семью, которая воспитывает ребёнка с РАС, не оставить её один на один со своей проблемой, повышать уровень знаний родителей об аутизме, о новейших достижениях в диагностике и сопровождении детей с РАС, предоставлять возможность непосредственного общения родителей с ведущими специалистами в данной сфере. Данная проблема вынесена на государственный уровень. В рамках реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017гг Правительством РФ даны определенные поручения на ближайшие годы, поставлены задачи разработать систему комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с РАС и их семьям. По итогам работы круглого стола была вынесена резолюция, где отметили, что несмотря на имеющийся положительный опыт в выявлении детей с расстройствами аутистического спектра, в оказании им помощи по психолого-педагогической, медицинской и социальной реабилитации, интеграции детей с РАС в адекватную для них среду, остаются отдельные вопросы, требующие дополнительного обсуждения, финансирования и принятия конкретных решений на межведомственном уровне. Участники мероприятия внесли ряд предложений отдельным министерствам региона, главам муниципальных образований края и органам местного самоуправления.
Помощник Уполномоченного по правам ребёнка
в Краснодарском крае по Лабинскому району
Людмила Вольных-Захарина