Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) действует в России с 1 июля 2003 года, когда вступил в силу соответствующий федеральный закон. В течение более чем 10-летнего периода система ОСАГО развивалась, в ней происходили изменения: менялась процедура урегулирования убытков, был введён европротокол, изменились размеры возмещений. Так, значительные изменения, направленные на совершенствование системы ОСАГО, внесены летом 2014 года. Сейчас, спустя год после их принятия, можно подробнее остановиться на некоторых самых важных из них и понять, зачем они нужны и что из себя представляют.
Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) действует в России с 1 июля 2003 года, когда вступил в силу соответствующий федеральный закон. В течение более чем 10-летнего периода система ОСАГО развивалась, в ней происходили изменения: менялась процедура урегулирования убытков, был введён европротокол, изменились размеры возмещений. Так, значительные изменения, направленные на совершенствование системы ОСАГО, внесены летом 2014 года. Сейчас, спустя год после их принятия, можно подробнее остановиться на некоторых самых важных из них и понять, зачем они нужны и что из себя представляют.
Первое и самое главное – это, конечно, увеличение страховых сумм. За вред, причинённый имуществу, страховщики теперь платят до 400 тыс. руб. (ранее – до 120 тыс. руб.), за вред жизни или здоровью – до 500 тыс. руб. (ранее – 160 тыс. руб.) (с 1 апреля 2015 года). Теперь покрытие намного выше и поводов задумываться, хватит ли полиса ОСАГО для компенсации ущерба, стало меньше. Многие покупали дополнительно полис добровольного страхования гражданской ответственности (ДГО), т. е. увеличивали страховое покрытие, доплачивая деньги ради того, чтобы быть уверенными в покрытии любого страхового случая. Напомним, что при покупке ДГО страховая сумма по ОСАГО, как правило, становится как франшиза. Например, если у вас есть полис ОСАГО со страховой суммой 400 тыс. руб. и вы купили ДГО на 600 тыс. руб., то в реальности ваше страховое покрытие будет составлять не 1 млн руб., а 600 тыс. руб. Страховые агенты такие нюансы освещают недостаточно подробно или вовсе умалчивают.
С 1 июля 2015 года (до 1 октября только через пролонгацию в своей страховой компании) появляется возможность заключения договора ОСАГО в электронном виде. Это станет огромным плюсом для многих страхователей. Поскольку не обязательно будет искать удобно расположенную (рядом с домом или работой) страховую компанию, не надо тратить время, чтобы зайти и купить полис и выслушать еще кучу предложений по другим страховым продуктам. Все это можно будет сделать в любое время и в любом месте, если есть интернет.
Ещё одно нововведение – увеличение лимита выплат в случае упрощённого оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции (европротокол) с 25 до 50 тыс. руб. Более того, этот лимит по выплатам, если ДТП произошло на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской или Ленинградской области и страховщику представлены материалы фото- или видеосъемки, полученные с использованием навигационных спутниковых систем, увеличен до 400 тыс. руб. Достаточно многие уже пользуются европротоколом, и увеличение страховой суммы в два раза увеличит количество людей применяющих такую систему. Ведь обычно, при аварии, когда повреждения минимальны, никому не хочется тратить своё время на ожидание ГИБДД и дальнейшее оформление документов, но при этом все хотят, чтобы причинённый ущерб был оплачен страховой компанией.
С 1 апреля этого года значительно упростилась процедура получения выплат при причинении вреда здоровью. Теперь расчет выплат будет производиться в соответствии с таблицами, в которых каждому повреждению соответствует процент от страховой суммы (которая, напомним, также увеличилась), выплачиваемый потерпевшему. Важно отметить, что такая выплата производится на основании заключения врача, и не требует предоставления страховщику вороха справок. Кроме того, расширен перечень выгодоприобретателей в связи со смертью потерпевшего.
Также, спустя более чем 10 лет после введения ОСАГО, разработана единая методика оценки ущерба, включающая в себя справочники стоимости работ, материалов и запасных частей. Единой методикой и справочниками обязаны руководствоваться и страховщики, и независимые оценщики, и судебные эксперты при определении стоимости восстановительного ремонта транспортного средства, что снижает количество судебных споров, связанных с размером страховой выплаты.
Кроме этого усовершенствован порядок получения страхового возмещения, закреплён обязательный досудебный порядок разрешения споров, снижен максимально применяемый процент износа, не нужно выписывать отдельные полисы на прицепы, четко прописаны применяемые к страховщикам штрафные санкции, получила развитие автоматизированная информационная система ОСАГО.
Таким образом, становится очевидным развитие системы страхования путем усовершенствования ранее принятых законов. Причем усовершенствование это заключается в упрощении существовавших ранее схем, применении новых технологий, что даёт больше положительных возможностей для страхователей и потерпевших, а также делает саму систему страхования более понятной и контролируемой.