Страхование ответственности производителей и продавцов за качество товаров, работ и услуг является на сегодняшний день одним из приоритетных направлений развития добровольных видов страхования на Кубани.
Страхование ответственности производителей и продавцов за качество товаров, работ и услуг является на сегодняшний день одним из приоритетных направлений развития добровольных видов страхования на Кубани.
В соответствии с постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 24 января 2007 года № 2857-П «О внесении изменений в приложение к постановлению Законодательного Собрания Краснодарского края «Об утверждении краевой целевой программы «Качество» на 2006 - 2010 годы» департаментом по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края совместно с Ассоциацией страховых организаций Краснодарского края разработана программа «Страхования гражданской ответственности за качество товаров, работ (услуг)». Программа согласована с департаментом потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края, Федеральным государственным учреждением «Краснодарский центр стандартизации, метрологии и сертификации», управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю.
Главными целями Программы являются создание механизма возмещения вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц, возникшего в результате покупки и использования товаров, работ (услуг) ненадлежащего качества, предоставленных производителями и продавцами, работающими на территории Краснодарского края, а также рост качества и конкурентоспособности товаров, работ (услуг), производимых и находящихся в обращении на потребительском рынке Краснодарского края.
Реализация мероприятий Программы позволит:
- бюджетам всех уровней избежать отвлечения значительных средств на ликвидацию последствий неблагоприятного воздействия на здоровье потребителей некачественной продукцией, предотвратить и компенсировать экономический ущерб;
- потребителям получить страховое возмещение вреда жизни, здоровью и имуществу в случае использования товара, работы (услуги) ненадлежащего качества.
Стимулирование развития института страхования ответственности за качество:
- повысит информированность всех участников и исполнителей программы, а также населения о возможности получения компенсации и возмещения за вред, причиненный здоровью и/или имуществу граждан в результате потребления товаров, работ (услуг) ненадлежащего качества;
- позволит создать независимую систему управления качеством в лице материально заинтересованных страховых компаний, которые примут на себя риск ответственности за причиненный вред в результате потребления некачественной продукции;
- создаст гарантии полной и своевременной компенсации вреда пострадавшим от некачественной продукции, начиная от продуктов питания и кончая высокотехнологической продукцией (например, автомобилями) или дорогостоящими услугами (оздоровительными, косметическими и т.п.). Причем система страхования предполагает, что наибольшая часть претензий пострадавших должна удовлетворяться на основе экспертного заключения и без проведения судебного разбирательства, тем самым существенно облегчая для пострадавших получение возмещения, сводя всю процедуру лишь к формальному заполнению необходимых бумаг вместе с представителем страховой компании.
Согласно статьи 4 Федерального закона от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», гражданин может предъявить претензии не только производителю, но и продавцу некачественного товара. Указанный Федеральный закон предусматривает возможность предъявления к предприятию иска в интересах неопределенного круга потребителей общественными и иными организациями. Это значит, что даже когда нет конкретного пострадавшего, а есть предположительная возможность нанесения вреда, выявленная экспертизой, суд обязывает предприятие оплатить все понесенные заинтересованной стороной расходы, в том числе судебные издержки и расходы на проведение экспертиз.
Наличие полиса страхования гражданской ответственности производителей и продавцов за качество товаров, работ (услуг) позволит предприятиям, заключившим договор страхования, сэкономить денежные и временные ресурсы при наступлении неблагоприятных моментов, связанных с сомнениями в качестве выпускаемой или реализуемой продукции, возможность при помощи страховых компаний вести борьбу с недобросовестной конкуренцией на потребительском рынке. В случае получения предприятием претензии по поводу качества товара, работы (услуги), все расходы по установлению факта наступления (не наступления) ответственности предприятия возьмет на себя страховая компания, заключившая договор страхования. Все экспертизы оплачиваются за счет страхового возмещения, даже если факт наступления страхового случая, и соответственно обязанность возмещения вреда не подтверждается.