1. Александр Александрович, завершились коллегии по итогам развития поселений за 2013 год и перспективам развития на 2014 год. Такая форма работы используется уже второй год. По результатам коллегий были приняты решения по каждому поселению с указанием рекомендаций по их выполнению. Какие положительные результаты достигнуты поселениями за прошедший год, а над чем еще нужно работать?

1. Александр Александрович, завершились коллегии по итогам развития поселений за 2013 год и перспективам развития на 2014 год. Такая форма работы используется уже второй год. По результатам коллегий были приняты решения по каждому поселению с указанием рекомендаций по их выполнению. Какие положительные результаты достигнуты поселениями за прошедший год, а над чем еще нужно работать?

- Работа местной власти направлена на обеспечение повседневных потребностей людей, живущих на его территории, защиты интересов граждан и повышение их благосостояния. Для достижения этих целей необходима финансово-экономическая стабильность. Об этом и шла речь на коллегиях.

Начну с бюджета. Администрациям поселений района в прошедшем году удалось добиться некоторых положительных результатов. Бюджеты поселений исполнены в целом на 111 % к уточненным годовым бюджетным назначениям, темп роста 102 %. Дополнительно в бюджеты поселений поступило 19,8 млн. рублей.

Исполнение плановых назначений свыше 110 % обеспечили: Ахметовское (112%), Владимирское (118%), Вознесенское (120%), Зассовское (113%), Каладжинское (112%), Отважненское (116%), Упорненское (115%), Харьковское (116 %) сельские поселения и Лабинское городское поселение (110%). Остальными поселениями годовые бюджетные назначения исполнены: Лучевое (106%), Первосинюхинское (105%), Сладковское (103%), Чамлыкское сельское поселение (107%).

Исполнение бюджета непосредственно отразилось и на благоустройстве поселений, повышении качества жизни людей. Одной из самых важных тем остается газификация района. Так, в 2013 году по программе газификации населенных пунктов муниципального образования Лабинский район сданы в эксплуатацию подводящий газопровод от ГРС ст. Вознесенская до п. Розовый и х. Сладкий и система газоснабжения п. Розовый и х. Сладкий Лабинского района протяженностью 10 261 м.

Следующим этапом реализации данной программы на 2014 год будет строительство подводящего газопровода высокого давления от станицы Каладжинской до с.Гофицкое, а также разработка проектно-сметной документации по объекту «Межпоселковый газопровод высокого давления от х.Сладкий до ст.Упорная».

Радует, что люди продолжают строить жилье. В 2013 году в районе введено в действие 62,7 тысячи кв.м. общей площади жилья. В том числе, 7 четырехквартирных жилых дома площадью 1135,2 кв. м. по программе «Дети Кубани». Это жилье было приобретено администрацией муниципального образования Лабинский район для детей-сирот.

Администрации поселений ведут большую работу по разъяснению жителям условий государственных программ, в которых они могут принять участие. Нужно отметить, что они ответственно подошли к информированию населения о получении субсидий на продукцию животноводства, строительство теплиц, возмещению процентной ставки по кредитам и прочее. В 2013 году наши жители получили около 15 млн. рублей субсидий. Это внушительная помощь семейным бюджетам многих лабинчан, ведь доля малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе района составляет 53 процента.

И конечно, нельзя не отметить такой положительный момент, как улучшение демографической ситуации. В 2013 году у нас во Владимирском, Зассовском, Чамлыкском и Харьковском сельских поселениях рождаемость превысила смертность. Это хорошая тенденция. Ведь если в семьях рождаются дети, значит, люди уверены в завтрашнем дне, они чувствуют стабильность и видят перспективу. Жизнь налаживается.

Это что касается положительных результатов. Но останавливаться на достигнутом никто не собирается, потому что задач у поселений очень много. По результатам проведения коллегий администрацией района были приняты решения об итогах развития каждого поселения, в которых детально прописаны мероприятия, обязательные для исполнения по всем направлениям деятельности. Необходимо работать над дальнейшим развитием малых форм хозяйствования, привлечением инвестиций на территории поселений, инвентаризацией земельных участков с выявлением бесхозных земель, заниматься вопросами жилищно-коммунального хозяйства и вопросами наполняемости бюджетов.

2. Бюджеты всех сельских поселений дотационные. Как Вы считаете, какие меры необходимо предпринять главам сельских поселений, чтобы увеличить их доходы?

- Да, наши сельские поселения дотационные. Сегодня в них сформировались определенные категории налогоплательщиков. Основной источник доходов на селе – это земля, поэтому главам поселений и их активу необходимо обратить внимание на наличие свободных, то есть неоформленных или заброшенных земельных участков. Необходимо усилить работу земельного контроля с целью выявления земельных участков, используемых не по целевому назначению.

К сожалению, имеются предприниматели, которые используют труд наемных работников и при этом «забывают» их оформить в соответствии с требованиями законодательства. Мало того, что страдают люди, но и бюджеты поселений теряют доходы. В поселениях необходимо проводить работу по выявлению неоформленных наемных работников у индивидуальных предпринимателей, в крестьянско-фермерских хозяйствах. Конечно же, необходимо работать с задолжниками, снижать недоимку по налогам, а также проводить работу по введению домовладений в эксплуатацию. И заниматься этим нужно уже сегодня. Только комплекс проводимых мер позволит поселениям привлечь дополнительные доходные источники в свои бюджеты.

3. Как Вы считаете, насколько активно поселения участвуют в краевых государственных программах? Дороги, свет, санитарное состояние, благоустройство – извечно сложные и острые вопросы. Как они решаются в Лабинском районе?

В последние годы для оказания финансовой помощи поселениям при решении ими задач по развитию коммунальной инфраструктуры на территориях населённых пунктов в Краснодарском крае принят ряд целевых программ. Администрации поселений принимают в них самое активное участие. Программы и планы, по которым работают администрации поселений, актуальны и востребованы потребителями, они прямо или косвенно влияют на улучшение быта и условий проживания населения, решают насущные проблемы жителей Лабинского района.

Практически все администрации поселений до 2013 года принимали участие в программе по восстановлению сетей уличного освещения. В настоящее время во всех населённых пунктах основные магистральные улицы, административные центры станиц, подходы к объектам социального значения и школам имеют энергоэффективное освещение. Восстановлено и реконструировано 89 километров сетей уличного освещения, установлено 1065 энергосберегающих светильника.

Такая же ситуация складывается у активных глав поселений и по ремонту сетей водоснабжения и теплоснабжения. Яркий пример эффективного участия в реализации мероприятий краевых программ – это восстановленная на 95 % система водоснабжения х.Харьковский, 100% замена сетей теплоснабжения в пос.Красный, проведённая в 2012-2013 годах реконструкция насосных станций водозабора лабинского МУП «Водоканал».

Нельзя обойти вниманием участие сельских поселений в реализации мероприятий по закупке специализированной коммунальной техники Лабинским городским, Вознесенским, Сладковским, Ахметовским и Чамлыкским сельскими поселениями. Тогда краевой бюджет выделил 10 млн. рублей и 1 млн. рублей софинансировали администрации поселений. Коммунальные предприятия этих поселений получили 4 экскаватора, 2 комбинированные коммунальные машины, специализированную автомастерскую, оснащённую необходимым инструментом и оборудованием, трактор и вакуумную машину.

В рамках ведомственной целевой программы «Капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог местного значения Краснодарского края на 2012-2014 годы» также на условиях софинансирования выполнен ремонт автодороги х. Хачивань - х. Северный, ремонт части автодороги ст. Чамлыкская - п. Новолабинский. Всего по району в границах населенных пунктов в 2013 году отремонтировано 32 км. дорог местного значения, в том числе, в асфальтобетонном исполнении – 11 км. дорог.

Я считаю, что участие поселений района в реализации краевых и федеральных программ - это не только решение застарелых проблем в коммунальном комплексе, но и обновление основных фондов ресурсоснабжающих предприятий, проведение капитальных ремонтов многоквартирных домов, замена износившихся сетей водоснабжения и теплоснабжения.

Однако финансовые средства ни краевой, ни тем более, федеральный бюджет просто так не выделяют. Поселениям, желающим принимать участие в той или иной программе необходимо выполнять определённые условия, соответствовать критериям жёсткого отбора участников. Об этом я главам поселений постоянно говорю на всех планёрках и совещаниях. Сегодня каждому главе поселения, имеющему желание участвовать в реализации мероприятий государственной программы, необходимо иметь разработанные специализированной организацией проекты, сметную документацию, получить положительное заключение госэкспертизы, а самое главное, иметь у себя на балансе планируемую к ремонту или реконструкции инфраструктуру со всей технической документацией. Как говорится, под лежачий камень - вода не течёт.

4. В нашей беседе Вы уже затрагивали тему малых форм хозяйствования. Какова перспектива их развития в Лабинском районе?

- Как я уже говорил, доля малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе на сегодняшний день составляет 53 %. В районе насчитывается 354 единицы крестьянско-фермерских хозяйств, личных подсобных хозяйств - 15 000 единиц. Динамика показателей отрасли растениеводства и животноводства за последние 5-6 лет показывает, что крестьянско-фермерские хозяйства и личные подсобные хозяйства Лабинского района динамично развиваются.

На 1 января 2014 года посевная площадь в малых формах хозяйствования составляла 43 тысячи гектар – это 44 % от всей площади района. Только за 2013 год посевная площадь в крестьянско-фермерских хозяйствах увеличилась на 10 %. Валовой сбор зерновых культур в этих хозяйствах составил 127,5 тысяч тонн, при урожайности 51,5 центнеров с гектара, это 35 % от валового сбора зерновых района. Урожайность кукурузы составляет 61,5 центнеров с гектара, сои - 21 центнер с гектара.

В 2013 году получен небывалый урожай зерновых колосовых и зернобобовых культур. Валовой сбор составил 364,6тысяч тонн. Такой урожай в Лабинском районе собрали впервые. Мы гордимся нашими хлеборобами!

Для дальнейшего развития растениеводства в малых формах хозяйствования необходимо совершенствовать систему земледелия, внедрять новые технологии выращивания сельскохозяйственных культур, работать над сохранением плодородия почв путем сева многолетних бобовых трав и внесения органики.

К сожалению, животноводством занимаются единицы. Но ведь нужно думать не только о ежеминутной прибыли, но и о будущем.

Надо работать над созданием сельскохозяйственных кооперативов: перерабатывающих, потребительских, сбытовых. Реализовывать доступную для покупателей растениеводческую и животноводческую продукцию в переработанном виде.

Администрации района и администрациям сельских поселений необходимо усовершенствовать организацию оптовых сельскохозяйственных рынков и создать условия для реализации всей производимой продукции в районе, минуя перекупщиков.

У каждого поселения сложилась своя специфика по выращиванию сельскохозяйственной продукции. Например, Чамлыкское поселение специализируется на выращивании земляники, овощей защищенного грунта, бахчевых культур, водоплавающей птицы. Рынок сбыта – проезжая федеральная трасса, вблизи которой нужно построить специализированный рынок. Во Владимирском поселении выращивают чеснок, овощи, картофель. Сбывают на рынках г.Лабинска. В Вознесенском и Первосинюхинском сельских поселениях широкое распространение получило строительство теплиц. Это не требует больших земельных площадей: от 20 до 50 соток.

В Лучевом поселении есть опыт выращивания парниковой рассады, которой селяне могут обеспечить весь район.

Каладжинское поселение имеет опыт посадки садов.

Ахметовское, Упорненское, Отважненское, Харьковское поселения продолжают развивать животноводство и выращивать картофель.

Сегодня использованы далеко не все возможности дальнейшего развития малых форм хозяйствования. Нужны желание, стремление и настойчивость. Сегодня перспективными направлениями развития малых форм хозяйствования являются кролиководство, птицеводство, строительство теплиц.

Затраты на приобретение молодняка кроликов, гусей, индеек, строительство теплиц субсидируются государством. Небольшие земельные площади для ведения этой деятельности есть в каждом поселении.

5. Средняя заработная плата в поселениях ниже среднерайонной. В своих рекомендациях члены коллегии указывали на необходимость работы над ее увеличением и легализацией. Как Вы считаете, почему люди неохотно идут по законному пути, стараются хитрить?

- На сегодняшний день уровень среднемесячной заработной платы в районе составляет 20 297 рублей. К сожалению, в таких поселениях как Каладжинское, Харьковское и Упорненское уровень заработной платы в среднем не достигает и 12 000 рублей. Еще в шести поселениях района заработная плата ниже 14 000 рублей. Поэтому всем поселениям рекомендовано проводить постоянную работу с хозяйствующими субъектами, расположенными на территории поселения, по легализации заработной платы и постепенно доводить ее до среднерайонного показателя. Здесь необходимо планомерно, ежедневно, а не от случая к случаю заниматься этим вопросом. Проводить совещания с работодателями, приглашать на комиссии и рекомендовать им увеличить заработную плату работникам, официально их трудоустраивать, чтобы граждане чувствовали заботу о них. Применять все законные методы воздействия к тем, кто идет по незаконному пути. Да, они стараются хитрить, платят «серую» заработную плату, тем самым не оплачивают налог на доходы физических лиц, не отчисляют взносы в пенсионный фонд, тем самым лишая наших земляков законного «соцпакета». Но это все до поры до времени, когда-то за это придется расплачиваться и очень серьезно.

6. Продолжая тему о работе по увеличению доходной части бюджета, хотим узнать Ваше мнение о работе МУПов. Члены коллегии всем муниципальным предприятиям настоятельно рекомендовали активно заниматься хозяйственной деятельностью. Может быть, стоит организовать учебу для руководителей предприятий, выездные семинары по обмену опытом, - ведь зарабатывать деньги тоже надо уметь.

- По результатам работы комиссии по рассмотрению функционального соответствия штатного расписания администрации Лабинского района на 2014 год на первое место вышли вопросы развития муниципальной экономики. Сегодня управлению экономического развития администрации района поручено отслеживать ситуацию по финансово-хозяйственной деятельности МУПов с целью недопущения банкротства и своевременного принятия мер по стабилизации ситуации.

Все муниципальные предприятия будут ежеквартально детально рассматриваться в районе на заседании балансовой комиссии. Как минимум, раз в квартал с ними будет проводиться учеба по всем вопросам ведения их хозяйственной деятельности. Первый такой семинар уже проведен в марте текущего года.

Нужно отметить, что администрациям поселений необходимо активно включиться в эту работу. Муниципальные предприятия должны работать без убытков, а для этого нужно расширять перечень предоставляемых ими услуг. В интересах самих МУПов выполнение всех работ, на которые сегодня есть спрос у населения - от вывоза отходов до покоса травы. Экономическое развитие муниципальных предприятий выгодно всем: это и отличная помощь местной власти, и предоставление услуг жителям, и увеличение доходов для самих предприятий.

7. Радует, что в последнее время большое внимание уделяется социальной сфере. Сокращаются очереди в детские сады, модернизируется система образования, строятся новые спортивные объекты. Какие объекты планируется капитально отремонтировать или построить в ближайшее время?

- Задачи в социальной сфере, действительно, серьезные. На всех уровнях власти муниципалитетам в этом плане оказывается мощная поддержка, поэтому мы стараемся идти в ногу со временем и обеспечивать все условия для реализации намеченных планов.

В сфере дошкольного образования на 2014 год планируется ввод дополнительно 186 мест. На сегодняшний день уже функционируют 2 группы семейного воспитания, с 1 марта открыта группа на 20 мест в детском саду №5 г.Лабинска. В планах - реконструкция здания по ул.Ватутина 11, г.Лабинска (бывшая школа №12) под детский сад на 110 мест, строительство модуля в детском саду № 3 ст.Вознесенской на 25 мест и строительство модуля в детском саду № 7 ст.Зассовской на 25 мест.

В планах на 2015 год – строительство детского сада в мкр. Хлеборобный на 100 мест. В 2016 году планируется строительство детского сада в г. Лабинске по ул. Химическая на 120 мест и реконструкция детского сада № 12 по ул. Фрунзе 1/1. В 2017 году появится детский сад в ст. Чернореченской, а в 2018 году – в п. Мирный, каждый – на 40 мест.

Говоря о спорте, на патриотической волне прошедшей Олимпиады, мы планируем увеличить количество систематически занимающихся физической культурой и спортом до 35 %, продолжить строительство универсальных спортивных площадок на территории района и ремонт спортивных залов в школах городского и сельских поселений. В настоящее время ведется ремонт фасада бассейна «Дикая утка».

8. В прошедшем году по рекомендациям коллегии в поселениях были пересмотрены штатные расписания, у некоторых специалистов перераспределены функциональные обязанности. Эффект есть?

- Безусловно, эффект от такой работы есть. В прошедшем году после завершения коллегий комиссия выезжала в поселения района и анализировала соответствие профессионального уровня специалистов администраций поселений занимаемым должностям. Особое внимание было уделено финансово-экономическому, имущественному блоку, а также блоку ЖКХ и благоустройства. Иногда в поселениях доходило до того, что специалист орготдела отвечал за реализацию программы по уличному освещению, не имея даже представления о специфике данной работы, или специалист, ведущий направление личных подсобных хозяйств, занимался вопросами межевания земельных участков и строительства. Все выявленные несоответствия были устранены. Серьезная работа в этом направлении была проведена во Владимирском, Вознесенском, Каладжинском, Упорненском сельских поселениях.

Я считаю, что кадровая работа должна вестись постоянно, поэтому в текущем году особое внимание уделяется работе школы повышения квалификации. В администрации района уже определена тематика проведения семинаров-совещаний с аппаратами администраций поселений.

Но на этом работа не завершилась. Была создана комиссия, которая рассматривала функциональное соответствие штатного расписания администрации Лабинского района на 2014 год, которую возглавил я лично. Были проведены собеседования со всеми работниками аппарата от заместителей главы до рядовых специалистов. Мы проверили знание нормативно-правовой базы, в рамках которой работают специалисты, полномочий, реализуемых в соответствии с федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", должностных инструкций, выполнение ими должностных обязанностей, побеседовали о существующих недочетах и видении перспектив развития закрепленных за ними направлений работы. Некоторые специалисты получили серьезные замечания.

По итогам собеседований комиссией внесены изменения в структуру и штатное расписание администрации МО Лабинский район. Все максимально приведено в соответствие с действующим законодательством. Сегодня каждый специалист предметно знает объем выполняемых работ, задачи и меру своей ответственности.

9. По результатам социологического опроса жители района в некоторых из поселений отмечали недостаточный учет мнения населения при принятии управленческих решений. Как Вы считаете, что необходимо сделать главам поселений, чтобы люди почувствовали заботу о себе?

- Мы всегда делаем акцент на то, что органы исполнительной власти должны работать с населением, учитывая мнение каждого жителя. На такую работу нас ориентирует и губернатор Кубани Александр НиколаевичТкачев. Есть поселения, где главы, казалось бы, провели много сходов и встреч с гражданами, но в то же время, это не уменьшает вопросов в сфере информированности населения о планах работы администраций. Особенно это заметно в небольших населенных пунктах.

В конце прошедшего года по моей инициативе были проведены выездные приемы граждан в отдаленных от райцентра станицах и хуторах, где не раз звучали просьбы больше информировать людей о работе власти.

Главы сельских поселений должны постоянно работать с общественностью, активизировать работу ТОС и депутатов поселений в части проведения разъяснительной работы, информирования населения. Люди должны знать о планах работы органов местного самоуправления, сроках их реализации, о существующих проблемах, над решением которых трудятся аппараты местных администраций. Будет доводиться информация, будет и понимание со стороны населения, будет и помощь.

По результатам проведенного социологического опроса, такую работу нужно усилить в Сладковском, Каладжинском и Упорненском сельских поселениях.

Хороший контакт с людьми и достаточную информированность отмечают жители Чамлыкского, Владимирского, Отважненского и Вознесенского сельских поселений.

10. Анализируя развитие органов местного самоуправления в поселениях, кого бы Вы отнесли к лидерам, а кому следует подтянуться?

- Если говорить о комплексной оценке по итогам деятельности поселений за 2013 год, в лидерах три сельских поселения: Лучевое, Владимирское и Вознесенское, - это три первых места в ранжированной таблице. Лучевое и Вознесенское поселения занимали лидирующие позиции и в 2012 году, а Владимирское приятно удивило, поднявшись с 11-го места - в 2012 году - на 2-е. Такой результат достигнут за счет улучшения исполнения собственных доходов, снижения задолженности по налоговым и неналоговым платежам, увеличения доли отремонтированных дорог местного значения и других важных показателей.

Следует подтянуться Лабинскому городскому поселению, которое, как и в 2012 году, заняло 8 место. Мы наблюдаем статичность, нет роста по показателям, а ведь в городе существует большой потенциал, так как именно здесь сосредоточены все промышленные предприятия, предприниматели, объекты торговли. Аппарату администрации необходимо усилить работу по исполнению собственных доходов, снижению задолженности по налоговым и неналоговым платежам.

Замыкают итоговую таблицу Сладковское и Упорненское сельские поселения. Им нужно серьезно браться за работу, активно включаться в выполнение решений вопросов местного значения для повышения своего рейтинга.

11. Со всеми поселениями Вы подписали соглашения. Что это за документ?

- Между администрацией Лабинского района и администрациями поселений подписаны Соглашения о сотрудничестве, совместном взаимодействии, оказании консультативной и методической помощи по реализации вопросов местного значения по 15 направлениям деятельности. Вот основные из них: вопросы социально-экономического развития, развития АПК, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, ГО и ЧС, нормотворческой деятельности и другие. Этот документ юридически регламентирует взаимоотношение между районным уровнем власти и поселенческим.

12. Какие напутственные слова Вы хотите адресовать главам поселений Лабинского района?

- Главам необходимо проанализировать все высказанные в ходе коллегий замечания и недоработки. Принять к исполнению рекомендованные мероприятия направить все свои усилия на развитие и процветание поселений.