Несмотря на то, что в правилах дорожного движения четко расписано, как необходимо переезжать железнодорожные пути, в последнее время участились случаи, когда транспортные средства попадают в ДТП именно на рельсах. Да ладно бы просто ДТП, а то ведь после каждой такой аварии имеются погибшие. Чтобы хоть как-то сломить такую негативную тенденцию попробуем еще раз разобраться, что такое проезд железнодорожного переезда согласно букве закона и безопасности.

Несмотря на то, что в правилах дорожного движения четко расписано, как необходимо переезжать железнодорожные пути, в последнее время участились случаи, когда транспортные средства попадают в ДТП именно на рельсах. Да ладно бы просто ДТП, а то ведь после каждой такой аварии имеются погибшие. Чтобы хоть как-то сломить такую негативную тенденцию попробуем еще раз разобраться, что такое проезд железнодорожного переезда согласно букве закона и безопасности.

Правила проезда ж/д переезда.

Основные причины нарушения правил пересечения ж/д переездов.

По данным статистки в ГИБДД большинство ДТП на железнодорожных переездах как регулируемых, так и не регулируемых возникают по причине банальной невнимательности и пренебрежения элементарными правилами поведения на дороге. К сожалению, современный водитель стал более агрессивен и более рискован. Это отчасти вызвано высокой динамикой транспортных средств, а отчасти и социальной составляющей общества.

Понятие ж/д переездов Железнодорожный переезд – это пересечение железнодорожного полотна и дороги на одном уровне.

Согласно ПДД пересечение ж/д путей вне установленных мест запрещено. Так как собственно они и организуются с целью организации безопасного движения автомобильного транспорта через ж/д пути.

Различают два основных типа ж/д пересечений: со шлагбаумом и дежурным; а так же без шлагбаума со световой и звуковой сигнализацией, или со шлагбаумом и сигнализацией.

Правила пересечения

В зависимости от того, какого типа пересечение перед вами устанавливаются и соответствующие дорожные знаки с разметкой.

Переезд без шлагбаума

Рассмотрим правила проезда железнодорожного переезда – без шлагбаума, находящегося вне населенного пункта. Перед приближением к такому пересечению в обязательном порядке вы должны увидеть знак 1.2 который обозначает «ж/д переезд без шлагбаума». На одной опоре с ним располагают знак 1.4.1 обозначающий «приближение к ж/д переезду». Если последний имеет три наклонных красных черты, это значит что до переезда примерно 150 метров. И поэтому необходимо начать плавное снижение скорости. Для того, чтобы знаки не были закрыты от водителя другими попутными транспортными средствами, их дублируют и с левой стороны дороги. На данном участке дороги допускается обгон лишь медленно движущихся транспортных средств.

Далее по движению идет знак 1.4.1, но уже с двумя красными полосами. Он сигнализирует о том, что до пересечения осталось всего 100 метров. И обгон уже запрещен, если перед переездом стоят транспортные средства их обгонять так же запрещено. Как правило, пересечение путей выполняется в однорядном движении. Если ширина дороги позволят организовать движение в два и более ряда в одном направлении, об этом должна свидетельствовать дорожная разметка и соответствующие указательные знаки. Если таковые отсутствуют, необходимо перестроиться в один ряд и проехать рельсы. На переезде существует правило очереди – кто первый подъехал, тот и проезжает его первым, независимо от марки и модели автомобиля.

На расстоянии около 50 метров на опоре располагают еще один знак 1.4.1 с одной полосой и дополнительно к нему знак 1.2. На данном участке дороги стоянка транспортных средств запрещена. Остановку при необходимости выполнить можно. Главное различать, что такое остановка и стоянка.

Непосредственно на территории самого переезда запрещается производить развороты транспортных средств, обгон, двигаться задним ходом, останавливаться. Если необходимо развернуться, то этот маневр выполняется до или после рельсов. Запрещено маневрирование на переезде.

Непосредственно перед пересечением устанавливается знак 1.3.1 или 1.3.2, который указывает водителю на ширину железнодорожных путей (многопутная или однопутная железная дорога). В зависимости от ширины переезда стоит набрать и соответствующую дистанцию. Так как не рекомендуется въезжать до тех пор, пока впереди идущее транспортное средство не пересечет железнодорожные пути. Это связано с тем, что недопустима остановка или стоянка на путях, если передний автомобиль по тем или иным причинам остановится прямо за рельсами. Непосредственно перед пересечением железнодорожных путей необходимо включить пониженную передачу, которая соответствует скорости движения. После въезда пересекать рельсы необходимо строго под прямым углом и как можно быстрее. Но учтите, что состояние дороги на железнодорожных путях далеко от совершенства. И на высокой скорости возможны сносы и заносы автомобиля. Учтите это, так как от соблюдения данных правил напрямую зависит ваша жизнь и жизнь ваших пассажиров. Кроме этого, при наличии знака 1.3.2 движение транспортных средств, сразу после прохождения железнодорожного состава, является нарушением правил проезда железнодорожного переезда. Необходимо чтобы поезд удалился на расстояние, необходимое для осмотра другого пути на предмет приближения по нему встречного состава.

Зачастую перед нерегулируемыми железнодорожными путями, устанавливается знак 2.5, запрещающий проезд без остановки. Это требование необходимо выполнить для того, чтобы убедиться в том, что ни слева, ни справа к переезду не приближается железнодорожный состав. Убедившись в отсутствии поезда, можно продолжить движение. Кстати, если данный знак не установлен, рекомендуется сделать остановку на расстоянии не ближе 10 метров от первой рельсы для этих же целей. Хотя напрямую в ПДД об этом не говорится. Особенно ценна данная рекомендация в условиях, когда железнодорожное пересечение имеет ограниченную видимость (спуски, подъемы, повороты).

Проезд ж/д переездов в условиях плохой видимости

Теперь немного о темном времени суток и условиях недостаточной видимости. В таких случаях необходимо быть крайне бдительным и учитывать сигналы, подаваемые другими участниками дорожного движения, в том числе и пешеходами. Если на переезде вы одни, то остановившись, можно даже выйти из автомобиля и убедиться в отсутствии приближения поезда по звуку. Ведь в тумане свет распространяется слабо, а вот звук, наоборот, на большие расстояния. Поэтому не брезгуйте любыми способами определения приближающегося поезда, которые позволят вам безопасно проехать рельсы.

Переезд со шлагбаумом

Теперь относительно пересечения рельсов со шлагбаумом. По большому счету процедура осуществляется, как и в первом случае. С той разницей, что если работает звуковая или световая сигнализация и шлагбаум опущен, то проезд запрещен. Необходимо остановиться перед шлагбаумом на расстоянии не меньше 5 метров. Если ничего не работает, а шлагбаум поднят, значит можно проезжать. Если на путях имеется дежурный, то он так же может регулировать проезд железнодорожных путей. В случае неисправности шлагбаума или сигнализации дежурный должен стать к приближающимся транспортным средствам грудью или спиной. Это сигнализирует водителям о том, что проезд запрещен. Если шлагбаум открыт, а сигнализация работает необходимо точно убедиться в том, что нет приближающегося поезда и лишь затем пересекать ж/д пути. Запрещается объезжать шлагбаум по встречной полосе движения, или самостоятельно его открывать.

Что делать если автомобиль заглох непосредственно на переезде? Если произошла такая неприятность, необходимо в первую очередь успокоится. И повторить процедуру запуска двигателя. Если в течение 10-15 секунд не удалось завести двигатель, следует сразу же высадить пассажиров, включить аварийную сигнализацию. При наличии дежурного немедленно сообщить ему о случившемся. После чего принять все меры по буксировке автомобиля на безопасное от рельсов расстояние. Для этого можно воспользоваться помощью других водителей и их транспортных средств. В крайнем случае, если вы один на дороге, пробуйте убрать авто при помощи стартера и АКБ. Если АКБ разряжен или стартер не в состоянии сдвинуть авто с места, тогда остается единственный способ — при помощи заводной рукоятки (если она, конечно, предусмотрена конструкцией двигателя). Для этого, включив первую передачу, и выключив сцепление, вращаем рукоятку, вставленную в храповик коленвала. Автомобиль понемногу должен двигаться вперед.

Если ни один и вышеперечисленных способов невозможен, тогда необходимо найти двух помощников и отправить их в обе стороны по ж/д путям на расстояние не менее 1 км. Где они, увидев приближающийся поезд, обязаны подать машинисту предупреждающий сигнал: круговые вращения рукой с красным флажком (тряпкой) днем, и фонарем (факелом) ночью. Если в автомобиле никого нет и поблизости так же пусто, тогда необходимо сигналить: один длинный и три коротких. На языке азбуки Морзе это значит буква «Б». Что значит беда.

Вот собственно и все рекомендации, которые обязан использовать водитель любого транспортно средства при пересечении железнодорожных переездов любого типа.

Главное — не только соблюдать все вышесказанное, но и быть вежливым и законопослушным водителем.

Помните, что риск и спешка в таких вопросах редко приводят к хорошим результатам.

А «туда» всегда можно успеть, не торопитесь.

И удачи на дорогах!