Типовая инструкция для персонала зрелищных учреждений, других объектов с массовым скоплением населения при возникновении угрозы совершения терактов и иных чрезвычайных ситуаций.

Персонал зрелищных учреждений, других объектов с массовым скоплением населения обязан:

1. При обнаружении бесхозных или подозрительных предметов, похожих на взрывные устройства:

- уточнить, по возможности, кто владелец подозрительного предмета, срочно сообщить руководителю, иному ответственному лицу на объекте о наличии такого предмета;

Персонал зрелищных учреждений, других объектов с массовым скоплением населения обязан:

1. При обнаружении бесхозных или подозрительных предметов, похожих на взрывные устройства:

- уточнить, по возможности, кто владелец подозрительного предмета, срочно сообщить руководителю, иному ответственному лицу на объекте о наличии такого предмета;

- организовать передачу сообщения по телефону в дежурную часть полиции «02», единую службу спасения «01» (для абонентов сотовой связи - «112») о случившемся с указанием наименования объекта и его адреса, времени обнаружения предмета;

- запретить окружающим:

- прикасаться к этому предмету, накрывать чем-либо и перемещать его;

- пользоваться вблизи предмета средствами радио и сотовой связи;

- по указанию руководителя или иного ответственного лица на объекте отдать распоряжения на принятие мер к оповещению и эвакуации персонала и посетителей, оградить и перекрыть доступ к месту обнаружения предмета;

- по прибытию представителей правоохранительных органов, аварийно- спасательных и иных служб проинформировать о ситуации и действовать по их указаниям;

- получив информацию о возможности возобновления работы, продолжать выполнять свои служебные обязанности.

2. При получении по телефону сообщения об угрозе террористического

акта (минирования) объекта:

- зафиксировать время поступления сообщения, запомнить характерные признаки звонившего (пол, возраст и т.п.), содержание разговора;

- как можно дольше вести разговор, пытаясь при этом выяснить следующие вопросы:

- где находится взрывное устройство (тип помещения, его место нахождения, на каком этаже, в подвальном помещение и т.д.);

- что собой представляет взрывное устройство (сверток, пакет, сумка);

- когда оно должно взорваться (день, время);

- возможное место нахождения звонившего (улица, помещение), обратив при этом особое внимание на посторонние шумы при телефонном разговоре (звуки проезжающего транспорта, шум воды, разговоры рядом с звонившим и т.д.);

- после окончания разговоров, не вешая телефонную трубку, немедленно с другого телефона, связаться с дежурной частью ОВД по Лабинскому району, по телефонам:. 3-21-02; 02

и сообщить о поступившей угрозе возможного совершения террористического акта, с просьбой определить номер, откуда поступил звонок;

- доложить руководителю или иному ответственному лицу на объекте и далее по его указанию принять меры к оповещению персонала и посетителей, организовать их эвакуацию из опасной зоны;

- после окончания эвакуации не допускать проникновения в помещение граждан через основные, запасные и пожарные выходы, для чего силами сотрудников вверенного Вам учреждения организовать контроль за выходами;

- закрыть кассу и другие помещения, где находятся материальные ценности;

- по прибытии представителей правоохранительных органов, аварийно- спасательных и иных служб проинформировать о ситуации и действовать по их указаниям;

- получив информацию о возможности возобновления работы, продолжать выполнять свои служебные обязанности.

3. При попытке захвата (захвате) объекта, заложников:

- - попытаться сообщить о происшествии в дежурную часть полиции по тел. «02» или единую службу спасения «01» (для абонентов сотовой связи - «112») или воспользоваться кнопкой тревожной сигнализации;

- категорически запрещается самостоятельно вступать в переговоры с лицами, совершившими противоправные деяния, если они сами этого не потребуют;

- при необходимости выполнять требования преступников, если это не связано с причинением вреда жизни и здоровью людей;

- не допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам;

- по прибытии представителей правоохранительных органов, проинформировать о ситуации и действовать по их указаниям.

4. При обнаружении возгорания доложить о загорании (пожаре) руководству и по его указанию:

- немедленно сообщить о случившемся в единую службу спасения «01» (для абонентов сотовой связи - «112»). Содержание сообщения: наименование объекта, адрес, наличие людей в здании, где происходит горение, какие меры приняты по эвакуации людей, фамилия сообщившего и номер телефона;

- организацию единой системы связи и оповещения, как правило, на базе дежурных служб территориальных органов внутренних дел;

- организацию разъяснительной работы с населением (особенно с молодежью и подростками) о правилах поведения в многолюдных местах, обеспечивающих надлежащие условия для поддержания общественной безопасности;

- организацию оптимальных схем дорожного движения по дорогам об¬щего пользования, находящихся в непосредственной близости от места проведения массового мероприятия, предусматривающих предупреждение террористических угроз и иных чрезвычайных ситуаций, а в необходимых случаях, обеспечивающих беспрепятственный проезд спецтранспорта к месту происшествия;

- организацию мест автомобильных стоянок для участников и зрителей массового мероприятия на расстоянии не менее 50 - 100 метров от места его прове¬дения;

- определение мест дислокации спецавтотранспорта противопожарной службы, скорой медицинской помощи, спецподразделений милиции и аварийно-спасательных служб, обеспечивающих кратчайшее время их развертывания при возникновении чрезвычайных обстоятельств;

- разработка планов действий и схем эвакуации участников и зрителей массового мероприятия в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств, а также размещение соответствующих указателей и трафаретов на месте проведения массового мероприятия;

- проведение обучающих семинаров с персоналом, привлекаемым для об¬служивания массового мероприятия, о действиях в случае возникновения чрезвы¬чайных обстоятельств;

- организация надлежащего контрольно-пропускного режима с применением специальных технических средств, для выявления огнестрельного оружия, бо¬еприпасов и иных средств террора;

- финансирование мероприятий по обеспечению безопасности массового мероприятия.

Важным фактором обеспечения безопасности является привлечение к обслу¬живанию зрителей и участников массовых мероприятий одних и тех же лиц, кото¬рые обладали бы достаточными профессиональными знаниями и навыками. В слу¬чае привлечения дополнительного обслуживающего персонала, целесообразно за¬благовременно передавать их списки (по установленной форме) в территориальные органы внутренних дел. При этом желательно не допускать замену обслуживающего персонала, указанного в списках, особенно в день проведения мероприятия. Особого внимания требует контроль за представителями торговых организаций и пунктов общественного питания, размещаемых на прилегающей территории.

За день до начала массового мероприятия проводится заключительное сове¬щание рабочей группы, на котором подводятся итоги намеченных ранее мероприя¬тий, обсуждаются нерешенные на подготовительном этапе проблемные вопросы. С учетом последнего обстоятельства и текущих угроз безопасности, определяются зо¬ны повышенного оперативного внимания и характер дополнительных инструктажей конкретных категорий обслуживающего персонала, выполняющего свои служебные обязанности в «проблемных зонах». Определяется необходимость организации опе¬ративного дежурства в органе исполнительной власти муниципального образования, на территории которого проводится массовое мероприятие. Координирующая роль на случай возникновения чрезвычайных ситуаций остается за дежурной службой территориального органа внутренних дел.

Установление готовности объекта к проведению массового мероприятия осу¬ществляется по результатам оперативно-технического осмотра объекта специаль¬ными рабочими комиссиями.

В день проведения массового мероприятия, за два часа до его начала, глава муниципального образования или уполномоченное им лицо принимает доклады от руководителя рабочей группы по обеспечению безопасности проведения массового мероприятия, при возникновении вопросов, требующих оперативного реагирования на месте, ставится задача руководителю соответствующего ведомства, задействован¬ного в обслуживании мероприятия.

АТК муниципального образования утверждает "Временные правила поведе¬ния посетителей", а также принимает решение на запрещение торговли отдельными видами продукции во время проведения массового мероприятия:

- алкогольными напитками;

- товарами, расфасованными в стеклянную, металлическую и иную тару, которую можно использовать в качестве холодного оружия;

- петардами, ракетами, фейерверками и иными пиротехническими изде¬лиями.

На органы местного самоуправления возложено привлечение к охране обще¬ственного порядка при проведении массового мероприятия (кроме публичных ме¬роприятий) представителей казачества, ДНД, студенческих и молодежных общест¬венных объединений правоохранительной направленности и др.

Антитеррористическая комиссия

Краснодарского края