Аудит пожарной безопасности

В последнее время со стороны государства уделяется большое внимание развитию института независимой оценки пожарного риска (далее – НОР). Это понятие возникло с вступлением в силу Федерального закона № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», по сути революционного нормативно-правового акта в области пожарной безопасности. Положения закона систематизировали в себе более 150 тысяч требований пожарной безопасности, содержащихся более чем в 1,5 тысячах нормативных документах по пожарной безопасности.

Из положений статьи 144 Технического регламента следует, что одной из форм оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности является независимая оценка пожарного риска или так называемый аудит пожарной безопасности. Таким образом «пожарный» аудит — это оценка состояния пожарной безопасности объекта защиты, проводимая независимой экспертной организацией, имеющая соответствующую аккредитацию и осуществляющая деятельность в области оценки пожарного риска. Там же в статье144 на равных перечисляются такие формы оценки как аккредитация, федеральный государственный пожарный надзор, декларирование пожарной безопасности, исследование (испытание), приёмка и ввод в эксплуатацию, производственный контроль и экспертиза.

Основываясь на положениях Технического регламента можно сделать вывод, что аудит пожарной безопасности является альтернативной федеральному государственному пожарному надзору, как форма оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности. Порядок проведения аудита пожарной безопасности изложен в Постановлении Правительства РФ от 07 апреля 2009г. №304 «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путём независимой оценки пожарного риска».

Процедура независимой оценки пожарного риска проводится на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты и экспертной организацией, имеющей соответствующую аккредитацию. Согласно упомянутому выше Постановлению Правительства РФ № 304, независимая оценка пожарного риска включает следующее:

  1. Анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты.
  2. Обследование объекта защиты для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты, выявления возможности возникновения и развития пожара и воздействия на людей и материальные ценности опасных факторов пожара, а также для определения наличия условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
  3. В случаях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности, - проведение необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертиз, а в случаях, установленных Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», -расчетов по оценке пожарного риска.
  4. Подготовка вывода о выполнении условий соответствия объекта за­щиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.

Результаты проведения независимой оценки пожарного риска оформляются в виде заключения о независимой оценке пожарного риска (заключение), направляемого (вручаемого) собственнику. Заключение, представляемое собственнику объекта, это результаты проведения независимой оценки пожарного риска, выводы о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, а в случае невыполнения - рекомендации о принятии мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.

В результате проведенной оценки собственник объекта защиты получает объективный отчет о состоянии пожарной безопасности на объекте, выявленных нарушениях требований пожарной безопасности, за которые предусмотрено наказание в виде административного штрафа и пути их устранения. Кроме этого специалисты, проводящие независимую оценку, предложат собственнику оптимальные пути приведения объекта защиты в пожаробезопасное состояние, что поможет сэкономить значительные финансовые ресурсы.

Действующим законодательством (Постановление Правительства РФ от 07.04. 2009 № 304) определена обязанность направления заключения в территориальный орган федерального государственного пожарного надзора. Что, в свою очередь, является основанием не включать объекты, прошедшие указанную выше процедуру, в план проведения плановых мероприятий по надзору. Существует мнение о том, что при наличии положительного заключения НОР проверка органами федерального государственного пожарного надзора осуществляться не будет, что полностью не соответствует действительности.

В соответствии с действующим законодательством объекты, получившие положительное заключение НОР не могут планироваться к проведению плановых проверок в течение трёх лет. При этом, планы проверок на предстоящий год органами ФГПН подаются в прокуратуру не позднее 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок и в случае представления заключения НОР после 1 сентября, объект защиты может быть запланирован к проведению проверки. Также, если объект запланирован к проведению проверки и непосредственно перед ней будет представлено заключение НОР, проверка будет проведена.

В случае наличия на объекте защиты расчетов пожарного риска (в том числе в составе НОР) инспекторами проверяются правильность принятых организацией, проводившей расчеты исходных данных и в случае правильного их применения проверяется выполнение на объекте требований Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года № 390.

В случае не соответствия исходных расчетных данных фактическим обстоятельствам на объекте инспектором по пожарному надзору выносится мотивированное решение о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска и при проверке, в том числе будет проверяться выполнение на объекте защиты требований всех нормативных документов по пожарной безопасности.

Необходимо отметить, что независимая оценка пожарного риска имеет ряд неоспоримых преимуществ перед другими формами оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

  • Во-первых проведённая независимая оценка дает собственнику объекта защиты объективную оценку состояния действующей системы обеспечения пожарной безопасности и оптимальные пути ее совершенствования, тем самым экономя значительные финансовые ресурсы.
  • Во-вторых, получив положительное заключение независимой оценки пожарного риска, собственник объекта освобождается от плановых проверок со стороны надзорных органов МЧС России на срок действия заключения.
  • В-третьих, привлечение к процедуре проведения пожарного аудита негосударственных (частных) экспертных организаций позволяет сделать процедуру оценки независимой, объективной и прозрачной.
  • В-четвертых, законодатель (государство) создал правовые основы равного предоставления услуг по составлению независимой оценки пожарного риска для всех участников рынка пожарной безопасности, тем самым создавая условия для честной конкуренции.

Отдел надзорной деятельности Лабинского района УНД и ПР Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю